<< Яна Куштевская

Испытано на себе

Калининградская правда

В «Тильзит-театре» завершена работа над спектаклем «Маркиза де Сад» в постановке московского режиссера Анатолия Ледуховского. Осенью он откроет новый театральный сезон. Костюмы для героев создала художник Янина КУШТЕВСКАЯ. С ней беседует обозреватель «Калининградской правды» Ирина Климович. 

 — Вы уже работали над художественным оформлением «Маркизы де Сад» в «Модельтеатре» Анатолия Ледуховского. Это было в 1993 году. Одевая актрис «Тильзит-театра», повторили прежний опыт или придумали для них новые наряды?

 — Повторения быть не могло. Ведь это другой театр, иные актеры. К тому же с момента выхода спектакля в «Модельтеатре» прошло уже много лет — мир изменился. Но я сохранила жесткую конструкцию костюма — кринолин. Он выигрышно смотрится на сцене. Мелкие детали — рюши, бантики, тесемки — не дают нужного эффекта. Значение имеет только форма.

 — Материалы привезли из Москвы или купили на месте?

 — В Калининграде оказалось все, что мне понадобилось, даже китовый ус для кринолинов. Торговые прилавки наполнены не хуже, чем в столице.

Использовала атлас, велюр, сеточку. Цвета контрастные — черный и красный. А поскольку автор пьесы Юкиа Мисима из Японии, и в сюжет он ввел служанку-японку, присутствуют мотивы Страны восходящего солнца — черное и белое кимоно. Купили и аксессуары — оригинальные черные вееры. Даже в одном магазине нашли симпатичные японские зонтики. На мой взгляд, получилось красиво.

 — Постановка в «Модельтеатре» была близка по стилю театру Кабуки. А в Советске?

 — Масок Кабуки нет, но явный грим присутствует, придавая лицам актеров сходство с фарфоровыми статуэтками. Персонажи изящны и утонченны. Гримируя артистов, старалась несколькими штрихами заострить их собственные черты. Образы «лепились» прямо на репетициях, так всегда происходит при работе с Анатолием Ледуховским. 

 — Он предоставляет художнику свободу действия?

 — Только в рамках выстроенной им концепции. Но мне с этим режиссером легко работать — близок по духу. Другие часто говорят: делай, мол, какие угодно костюмы, а я обыграю декорациями. Приношу макет, согласовываем — и вперед. У Ледуховского каждый спектакль — рождение. Анатолий Владимирович уже воспитал для себя и актеров, и художников, целый клан людей, которые мыслят в его ключе.

Кстати, когда я училась в РАТИ на факультете сценографии, основы режиссуры нам преподавал Ледуховский. Он также научил актерскому мастерству. Мы все играли в студенческих спектаклях.

 — Художнику по костюмам непременно нужен артистический опыт?

 — Обязательно — чтобы понять, как сделать удобный сценический костюм, почувствовать материал «изнутри», во время движения, как говорится испытать его на себе. Можно ведь предложить интересное решение одежды, но перегрузить ее тяжелыми элементами, сделать слишком сложную жесткую конструкцию — актер на сцене замучается.

22.05.2008



Rambler's Top100
www.theatre.ru
На главную